Притча
Жил-был юноша с
плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один
гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с
кем - нибудь. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели
научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в
день: Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не
забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту
новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз,
когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог
сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам:
"Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на
воротах" Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то
ругаешься и говоришь ему не приятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что
остались на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но
всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения.
Рана останется. Рана принесенная словами, причиняет ту же боль, что и
физическая.
Это - жизнь
У одного крестьянина
была кобыла, его единственное богатство. Однажды кобыла сбежала. Соседи
посочувствовали крестьянину:
«Да, нелегко тебе придется,
кобылы то больше нет!»
На это крестьянин ответил:
«Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
На следующий день кобыла возвратилась и привела с собой
целый табун диких лошадей.
«Как же тебе повезло,
у тебя теперь целое состояние», – позавидовали соседи.
А крестьянин твердил:
«Не знаю, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
Сын крестьянина
захотел обуздать лошадей и оседлать одну из них. Но не тут-то было, лошадь его
сбросила, и он стал на всю жизнь хромым.
«Ой, какой ужас! -
заволновались соседи. – Твой сын стал хромым!»
А крестьянин все
повторял: «Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
Вскоре началась
война. Всех забрали в армию, кроме хромого сына крестьянина.
«Нам, может быть, и
не увидеть больше сыновей своих, - запричитали соседи. – Тебе же повезло, твоего
сына не забрали в армию».
И вновь крестьянин
сказал: «Трудно сказать, хорошо это или плохо. Это - жизнь».
Притча о двух монахах
Однажды старый и молодой монах возвращались в свою обитель.
Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась.
На берегу стояла
молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег,
но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал
монахам прикасаться к женщинам, и молодой монах демонстративно от нее
отвернулся. Старый же монах подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через
реку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах
не выдержал: "Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!"
На что старый спокойно ответил: "Странно, я перенес ее и оставил на берегу
реки, а ты до сих пор ее несешь".
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну
жизненную истину.
— В каждом человеке
идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло —
зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет
добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец,
тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а
потом спросил:
— А какой волк в
конце побеждает?
Старый индеец едва
заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает
тот волк, которого ты кормишь.
Притча о кресте
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая
судьба.
И обратился он к Богу
с такой просьбой: "Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его
нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты
заменить мой крест на более легкий?"
И сказал Бог:
"Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот,
который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал
подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались
слишком тяжелыми.
Перебрав все кресты,
он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал
Богу: "Позволь мне взять этот". И ответил Бог: "Так ведь это и
есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить
остальные".
Пощёчина
Однажды царь Акбар беседовал с девятью лучшими своими
придворными. Это были девять самых талантливых и творческих людей королевства.
У Акбара иногда бывали причуды: он неожиданно мог сделать что-нибудь такое... И
конечно, царя не спросишь: "Почему?" Неожиданно Акбар ударил
человека, стоящего рядом. Им оказался Бирбал, самый умный человек при дворе.
Бирбал подождал несколько секунд, наверное, думая, что делать, однако, делать
что-нибудь было нужно! И вот он развернулся и дал пощечину человеку, стоящему
рядом с ним. Им оказался один из министров. Хорошенькое дело! Тот просто
опешил: "Что происходит? Что это за шутки?" Потом, недолго думая, он
влепил по уху следующему... Говорят, что эта пощечина обошла всю столицу. А ночью
Акбару внезапно ударил его собственная жена. Он спросил: — Что ты делаешь? А
она ответила: — Я не знаю в чем дело, но это происходит по всей столице.
Сегодня меня ударила твоя старшая жена. Но она старше меня, поэтому я не могла
ответить ей тем же. А кроме тебя мне некого ударить. — Надо же, — задумчиво
произнес Акбар. — Моя собственная пощечина вернулась ко мне.
Ищите и потеряете
— Что нужно сделать, чтобы стать просветлённым? — спросили ученики
у Мастера.
— Скажите, что падает
в воду и не оставляет на ней ряби; проносится между деревьями и не производит
ни звука; гуляет в поле и не всколыхнёт ни травинки?
После нескольких
недель бесплодных раздумий ученики не выдержали:
— Что же это за вещь?
— Вещь? — переспросил
Мастер. — Но это вовсе не вещь.
— Значит, это ничто?
— Можно сказать и
так.
— Но как нам найти
это?
— Разве я говорил,
что нужно искать? Это можно найти, но это никогда не ищут. Ищите, и вы
потеряете.
Взгляни на свою тень
Учитель Ле-цзы учился у учителя Лесного с Чаши-горы, и
учитель Лесной сказал:
— Если постигнешь,
как держаться позади, можно будет говорить и о том, как сдерживать себя.
— Хочу услышать о
том, как держаться позади, — ответил Ле-цзы.
— Обернись, взгляни
на свою тень, и поймёшь.
Ле-цзы обернулся и
стал наблюдать за тенью: тело сгибалось, и тень сгибалась; тело выпрямлялось, и
тень выпрямлялась. Следовательно, изгибы и стройность исходили от тела, а не от
тени. Сгибаться и выпрямляться — зависит от других вещей, не от меня. Вот это и
называется: держись позади — встанешь впереди.
В храм не пускают
Когда человек был ещё
ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой,
станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет».
Вырос человек. И
стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в
храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает:
«Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно
крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:
— Вы бы вышли из
храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и
заходили.
Вышел человек из
храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя моё,
плачешь?
Поднял человек своё
заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в
храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и
меня давно туда не пускают.
Земляника
Человек пересекал поле, на котором спал тигр. Обнаружив
тигра, человек побежал со всех ног. Тигр за ним. Подбежав к обрыву, человек
стал карабкаться по склону, уцепился за корень дикой лозы и повис на нём. Тигр
фыркал на него сверху. Дрожа, человек посмотрел вниз. Там стоял другой тигр.
Только корень лозы
удерживал несчастного. Две мышки, одна белая, другая чёрная, вылезли из норки и
потихоньку стали грызть корень. Окружённый со всех сторон опасностями, человек
стал осматриваться, и увидел неподалёку кустик земляники с одной единственной
спелой ягодой. Держась одной рукой за корень, другой он потянулся и сорвал
землянику.
Какая же она была
сладкая!
Великая алхимия
Будда умер от
пищевого отравления. Случилось это так.
Один бедняк много
дней ждал, чтобы пригласить его в свой дом. И вот однажды рано утром он пришёл
и стал рядом с деревом, под которым спал Будда, чтобы быть первым, кто
пригласит его.
Будда открыл глаза и
человек сказал:
— Прими моё
приглашение! Я ждал много дней и многие годы мечтал о том, что однажды ты
будешь гостем в моём доме. Я бедный человек и немногое могу предложить, но не
откажи мне, пожалуйста.
Будда ответил:
— Я приду!
Как раз в это время
прибыл царь этой местности со своей свитой на красивых колесницах. Он сказал
Будде:
— Приходи, я
приглашаю тебя в мой дворец. Окажи мне честь.
Будда ответил на
приглашение:
— Сегодня не
получится. Мои ученики придут в твой дворец, но я уже обещал быть в гостях у
этого человека.
Чем же занимался этот
бедный человек, пригласивший Будду? В Бехаре и в других районах Индии люди
собирают в сезон дождей разные растения. Одно из них — некий редкий гриб
кукармутта, зонтичное растение с широкой шляпкой; его собирают и сушат. Затем в
течение года едят, как овощ. Но иногда этот гриб становится ядовитым. Но
бедняга этого не знал. Вот этот человек и собрал кукармутты для Будды.
Когда Будда начал
есть, он почувствовал горечь. Но это было единственное приготовленное блюдо, и
чтобы не огорчать бедного человека, Будда ел отравленную пищу.
Человек был счастлив.
Будда вернулся к себе
домой, и яд начал действовать. Пришёл врач и сказал:
— Это очень тяжёлый
случай. Яд попал в кровь, и уже ничего нельзя сделать. Будда умрёт.
Будда собрал своих
учеников и сказал им:
— Это необычный человек,
исключительный человек. Ведь первую пищу мне дала мать, а последнюю — он. Моя
мать помогла мне вступить в этот мир, а этот человек помог мне вступить в иной
мир. Вы должны к нему относиться с уважением.
Ученики были очень
взволнованы, и Ананда сказал:
— Это уж слишком.
Уважать его и поклоняться, как твоей матери. Он убийца! Его следовало бы
наказать!
К этому времени
вокруг Будды остались лишь самые близкие ученики, и Будда сказал им:
— Я знаю, что вы
могли бы убить этого несчастного, но сделайте так, как я вам говорю. Это
великая алхимия!
Даже если Будде дают
яд — из него должна выйти любовь!
|